Упражнения Изабеллы

Предисловие: У Изабеллы тяжелая форма СМА II-го типа. Ей приходится жить с гастростомической трубкой. В 10 месяцев она с трудом ползала, а примерно в 15 месяцев перестала. До недавнего времени она не могла подниматься или вставать без посторонней помощи. Наш врач-нейрофизиолог, ортопед и физиотерапевт обнадежил меня, сказав, что эта процедура не будет болезненной, пока пациент не устанет.

В основном я слышала, что все мои усилия бессмысленны и «она никогда не сможет самостоятельно ни ползать, ни ходить», и т.д. Родители детей с СМА готовы сделать все, чтобы их дети находились, насколько возможно, в самом лучшем самочувствии и состоянии. Вот-вот появится новое лекарство или способ лечения, и то, будет ли это лекарство или лечение работать, напрямую зависит от того, насколько наши дети будут физически здоровыми. Когда я начинала, я хотела просто не допустить дальнейшего ослабевания девочки, и я совсем не думала, что увижу настолько явные улучшения.

  • Я хотела бы посоветовать всем, кто хочет попробовать эти упражнения, вначале поговорить с врачом-ортопедом или физиотерапевтом.

Сенсорные упражнения

Наш невролог-ортопед рассказал нам следующее:
В суставах тела имеются рецепторы. При нажатии на эти рецепторы они посылают сигналы в мозг, а мозг реагирует на них и дает команды мышцам для создания сил, необходимых для стояния, бега и прыжков. Кроме того, он посылает сигналы, которые позволяют организму чувствовать, в каком положении находятся конечности и что именно они делают. Чтобы стимулировать работу этих рецепторов и чувствительность тела, необходимо ежедневно выполнять ряд упражнений. Мы делаем их каждый день по несколько раз в день, и, хотя на это ушло много времени, я наконец почувствовала, что девочка начинает опираться на ноги.

  • Помогите ребенку выпрямить ногу, пока он (она) лежит на спине.

Для этого:

  • Положите одну руку на ногу ребенка чуть выше колена. Эта рука не будет давать коленному суставу сгибаться. Другой рукой возьмите ногу за ступню и толкайте ее вверх. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы создать давление на рецепторы голеностопного и коленного суставов и заставить их отправить в мозг нужные сигналы.
  • После выполнения такого упражнения в течение нескольких недель Изабелла обрела способность самостоятельно делать толчки ногой и даже фиксировать коленный сустав. Теперь я уже не кладу руку над коленным суставом, а просто перемещаю ногу девочки вверх, а она сама толкает мою руку ногой.
  • Чтобы нога заработала, я прошу девочку толкать меня вверх. Я опираюсь на нее частью своего веса, а она толкает меня и держит меня на весу.
  • Те же упражнения мы делаем и для рук.
  • Нажимая на ногу или руку девочки, я прошу ее толкать меня в противоположную сторону, и ее руки и ноги начинают развивать усилия.

Растяжение

Мы выполняем упражнения на растяжение не менее 3 раз в день. После того как девочка проснется и перед тем как я поднимаю ее с постели, после дневного сна и непосредственно перед отходом к вечернему сну. Мы также выполняем растягивающие упражнения, когда она стоит в каталке.

Как правило, я сама помогаю ей выполнять упражнения на растяжение, показанные на рисунках.

  • Проследите за тем, чтобы нога лежала на земле ровно. Дочь пытается жульничать и сгибает ногу, что делает растяжение менее эффективным.
  • Упражнение для каждой ноги выполняется 2-3 раза, в растянутом положении нога должна оставаться 30 секунд. Можно начать с 10 секунд и постепенно увеличивать время. Я обычно поворачиваю правую ногу, затем левую, затем опять правую, и так далее.
  • Также, для растяжения икроножных мышц я нажимаю на ногу по направлению вниз (толкая плюсну стопы к голове).

 

  • Упражнение для каждой ноги выполняется 2-3 раза, в растянутом положении нога должна оставаться 30 секунд. Можно начать с 10 секунд и постепенно увеличивать время. Я обычно поворачиваю правую ногу, затем левую, затем опять правую, и так далее.

 

Аналогичным образом выполняется и это упражнение на растяжение.

  • Упражнение для каждой ноги выполняется 2-3 раза, в растянутом положении нога должна оставаться 30 секунд. Можно начать с 10 секунд и постепенно увеличивать время. Я обычно поворачиваю правую ногу, затем левую, затем опять правую, и так далее.
  • Рука, находящаяся сверху, просто ровно лежит на боку, вторая - под головой. Я прошу девочку разогнуть суставы и выпрямить тело в линию.

  • Я также поворачиваю ее ступню круговыми движениями, по часовой стрелке и против часовой стрелки, а также вверх и вниз, обеспечивая хороший диапазон движения. То же самое я делаю с ее кистями и плечами.

 

Укрепляющие упражнения

Ходьба на четвереньках
Ходьба на четвереньках – это хорошее упражнение для укрепления мышц рук и живота. Вначале я помогала девочке поддерживать голову и торс, и использовала ремни для рук, чтобы ее локти не сгибались. Шли месяцы, и девочка научилась самостоятельно делать все то, что показано на фотографиях ниже. Мне приходится помогать ей становиться в эту позу, и она сохраняет ее с минимальной помощью (я поддерживаю ее за ягодицы, чтобы она не упала). Перед тем, как все же упасть, она остается в такой позе без посторонней помощи примерно 15 секунд. Это упражнение весьма утомительное, и его следует выполнять с осторожностью. Мы начинали с выполнения упражнения один раз в день по несколько секунд.

Стояние без каталки
Мы начали использовать иммобилизующие приспособления для ног, и мне пришлось оказывать девочке максимальную помощь. Спустя месяцы она научилась делать большую часть действий, а я только поддерживала ее за ягодицы, чтобы суставы не согнулись.

  • Когда мы начинали эти упражнения, я подталкивала руками ее ногу к земле и просила девочку отталкивать меня. Через неделю или две я почувствовала, что она переносит свой вес с ягодиц на ноги. Результаты видны на фото. Я поддерживаю ее за ягодицы, так чтобы она не упала, если ноги устанут. Я могу позволить ей ненадолго «сесть» на мою руку, потом я прошу ее встать, и она отталкивается ногами.

 

Она также ежедневно использует комбинезон и ортопедический пояс «Kaye». C любым из этих приспособлений мы можем выполнять сенсорные упражнения, чтобы она научилась отталкиваться ногами и переносить свой вес. Она опирается на одну ногу, а затем переносит свой вес на другую.
Она проводит 80% своего дневного времени в вертикальном положении в комбинезоне, поясе или каталке. Нахождение в вертикальном положении очень помогает! С поясом мы можем с легкостью играть в футбол или бейсбол.

Вот так! Я знаю, что я сделала много, надеюсь, что не слишком, и надеюсь, что все это того стоило. В рамках физиотерапии и реабилитационной терапии мы делаем много других процедур, но именно эти упражнения, я считаю, являются главными, которые помогают девочке окрепнуть и оставаться в тонусе. Недавно мы прошли цикл рентгеновских обследований по направлению ортопеда, и нам сказали, что диапазон движений и состояние позвоночника соответствует нормальному уровню для обычного, здорового трехлетнего ребенка. Я готова ответить на любые вопросы и прочитать любые комментарии дополняющего или корректирующего характера.

}